Субъекты исполнительной власти Российской Федерации :: BusinessMan.ru
Россия – страна очень большая. Чтобы правильно и продуктивно осуществлялось управление, требуется контроль и эффективные методы воздействия. Огромный аппарат чиновников не должен создавать коллапс. Субъекты исполнительной власти – это основные государственные органы власти, осуществляющие управление страной на конкретной закрепленной территории. Именно они и следят за безукоризненным исполнением законов в точности, как они прописаны. Целостность общества и его безопасность находятся в руках данной государственной структуры. Так обеспечиваются все права каждого конкретного гражданина и его свобода.
Особенности разделения
Субъекты исполнительной власти разделяются на несколько подвидов, каждый из которых обеспечивается определенными особенностями и обязанностями. А именно:
- Демократическое государство Российская Федерация со своим суверенитетом и гражданами.
- Каждое подразделение, входящие в состав России, имеющее централизованную власть и поддержку Конституции.
В первом случае власть и ее законные основания распространяются на всю территорию. Неважно, это какой-то остров в океане или анклав Калининграда. Каждый принятый закон, любые положения и их обоснования берутся за основу и действуют по всей территории РФ.
Вся исполнительная власть сосредоточена в Москве, что значительно упрощает координацию и взаимодействие чиновников с народом. Любые обращения стекаются туда и рассматриваются в установленном законом порядке.
Во втором случае субъекты исполнительной власти имеют не такой размах. Они больше руководствуются уже созданными правилами, нормативно-правовыми актами и положениями. Но бывает автономия. В этом случае у региона есть своя конституция, которая, по федеральному закону и положению, не может отличаться от общей. А все вытекающие особенности исходят из конкретных региональных обычаев и жизненных устоев. Они, как правило, касаются религии и традиций, но не учреждений, где предусмотрены общие государственные стандарты и культура. То есть в регионах, где преобладающей религией является ислам, девушки носят хиджаб, но при входе в школы или детские сады его снимают. Либо это относится к местам и учреждениям с узкоспециализированной наклонностью.
Субъектами исполнительной власти являются все образования на территории РФ. Они полностью подчиняются всем конституционным законам и правовым актам.
Также не стоит забывать и про дополнительные разрешения, которые определяются индивидуальными особенностями и не идут в разрез с общими правилами.
Кому они подчиняются?
Все, без исключения, субъекты исполнительной власти отчитываются перед Президентом РФ. Далее идет следующий порядок, позволяющий более эффективно разграничить власть и дать возможность на ее реализацию. Президенту России подчиняются все. После него по значимости на федеральном уровне идет Правительство РФ. Затем начинаются федеральные органы исполнительной власти в субъектах Федерации.
Они полностью осуществляют контроль за всем, что творится, и ведут отчетную деятельность перед высшим аппаратом чиновников. В их обязанности входит буквально все: от распределения работы по местам и до назначения местных руководителей, снятия с должности, реагирования на жалобы граждан.
Классификация
Если внимательно изучить Конституцию и все нормативно-правовые акты, то можно уяснить следующее. Даже на региональном уровне присутствуют федеральные органы исполнительной власти в субъектах Федерации. Их задача состоит в том, чтобы полноценно контролировать и помогать гражданам в спорных ситуациях.
Указы, распоряжения и другие регламентирующие документы в органах самоуправления
Акты исполнительной власти субъектов РФ — это определенный вид воздействия на что-либо конкретное. Они издаются в виде распоряжений и постановлений. Все полномочия таких документов полностью исходят из Конституции России и законодательства конкретного субъекта. Если это президент республики, ее глава или другое лицо, находящееся на этом посту, он может издавать указы. Каждый акт исполнительной власти субъектов РФ действует только на конкретной территории. Они бывают:
- Нормативные.
- Правоприменительные.
Согласно Конституции, любой орган местного самоуправления самостоятельно распоряжается муниципальной собственностью. Этими документами устанавливается бюджет, налоги, сборы. Также они отвечают за охрану культурных ценностей и порядка. Более того, в каждом субъекте имеются определенные документы:
- Распоряжения и постановления местных органов власти.
- Акты, оповещающие и дающие законные основания для сходов в поселках, селах и деревнях.
- Акты от представительных органов власти.
Общие принципы
Вся система субъектов власти устанавливается сама по себе, то есть самостоятельно. Но общий порядок регламентирует закон от 6 октября 1999 года, он подразумевает общие принципы у законодательной и у исполнительной власти. Этот закон был дополнительно изменен, а после вступил в полную силу в июле 2018 года.
ФЗ об органах исполнительной власти субъектов полностью формирует и образует их деятельность. Данные субъекты с помощью этого правого документа распределяют между собой обязанности, порядок по которому обеспечивается на местах, взаимодействуют на федеральном уровне и региональном. Нет никаких исключений. Данный закон подкреплен правами, гарантированными Конституцией РФ. Он не просто распространяет суверенитет на каждый субъект, республику или область, а бережет целостность страны, устанавливая единый государственный порядок. Данный закон очень важен, так как обеспечивает полный порядок и стабильность в работе исполнительных служб.
Также в нем четко прописывается, какая власть исполнительная, а какая — законодательная. Все структуры, наделяемые полномочиями, сбалансированы и контролируют друг друга. Такое распределение не дает сосредоточить в одних руках больше, чем требуется конкретному ведомству или организации. Особенно это касается силовых структур и контор, занимающихся предоставлением юридической помощи. Благодаря этому закону каждый орган субъекта государственной власти обеспечит полную реализацию всех прав для каждого гражданина.
Еще он регулирует систему органов государственной власти и устанавливает ее. В нее входят:
- Законодательный и представительный орган государственной власти конкретного субъекта и всей страны в целом.
- Самая высокая инстанция исполнительных органов государственной власти субъекта.
- Другие государственные органы власти, которые были образованны в результате различных потребностей или особенностей конкретного субъекта.
Орган
Любая такая организация создается только на определенной территории. Ее полномочия полностью прекращаются после пресечения границ. Полный контроль на местах за соблюдением законов, правил и нормативно-правовых актов осуществляет орган исполнительной власти субъекта.
Принцип федерализма образует единую систему исполнительной власти. Она успешно функционирует на территории всей страны. Но все определяет ст. 77 ч. 2 Конституции РФ. Правда, конкретного закона, касающегося органов исполнительной власти, даже на федеральном уровне нет. Общая федеральная система функционирует сама. Она основывается на других различных положениях.
Высший орган исполнительной власти субъекта РФ является тем инструментом, который на постоянной основе обеспечивает исполнение Конституции. Также он следит, чтобы не нарушались федеральные законы и нормативно-правовые акты. Причем неважно, территориального или общего значения.
В Конституции прописывается наименование, структура и возможные действия органа. Национальные особенности и традиции полностью учитываются. Он обладает правами юрлица и соответствующей гербовой печатью. Печать с гербом субъекта дает полную гарантию того, что документ правомерный.
В основные полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит разработка и осуществление комплексных мер по обеспечению развития конкретной республики, области, автономии. Также он полностью обязан участвовать в проведении государственной политики и придерживаться общего курса. Неважно, медицина это или высокие технологии. Его сфера влияния распространяется абсолютно на все.
Полномочия, которыми он обладает, позволяют ему формировать органы исполнительной власти субъекта. Они, в свою очередь, отстаивают и реализовывают защиту прав и свобод граждан, обеспечивают общественный порядок, охраняют частную собственность, участвуют в борьбе с преступностью. Не менее важным в их деятельности является осуществление, разработка и отслеживание каждого рубля в бюджете. А также полная слежка за распоряжением федеральной и муниципальной собственностью.
На второстепенный план постепенно отойдут программы социально-экономического развития. Помимо них, также на второй план отходит заключение договоров с другими органами федерального значения.
Все финансирование высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и его подразделений осуществляется из казны местного самоуправления. Для этого предусматривается конкретная статья бюджета.
Руководитель исполнительной власти
Его назначением занимается вся законодательная власть. Органы исполнительной власти субъектов правительства руководятся главой территориальной единицы. Он избирается населением при общем голосовании. Срок правления не может превышать пять лет. Более 10 раз подряд ни один человек занимать эту должность не имеет права. Это строго прописано в конкретных статьях Конституции РФ. Также его могут выбрать при тайном депутатском голосовании.
Его полномочия досрочно прерываются в таких случаях:
- Он умирает.
- Выражение недоверия законодательным органом, который участвовал в его избирании.
- Собственное желание.
- Отрешение Президента Российской Федерации.
- Признание судебными органами его недееспособности.
- Утрата гражданства России или выезд в другую страну на постоянное место жительства.
- Вступление обвинительного приговора суда, даже по административному правонарушению, в законную силу.
Основания для отзыва с должности могут быть самые разные. Чаще всего человек не посещает место работы без уважительной причины. Нередки случаи мошенничества, взяточничества и другого нарушения законодательства. В последнее время случаи взяток участились, кроме всего прочего, причиной отзыва с рабочего места может служить превышение должностных полномочий.
Но даже если есть такие основания, необходимо еще собрать минимум три процента подписей от общего числа избирателей. Они должны быть полностью зарегистрированы на территории субъекта Российской Федерации.
Президент субъекта исполнительной власти должен быть об этом заранее проинформирован тем человеком или организацией, которая начала такую инициативу. Также ему сообщается время и место рассмотрения этого вопроса. На самом заседании участники обязаны высказаться, если в этом есть необходимость. Когда более 50 % человек, присутствующих на заседании, проголосуют за отставку, отзыв считается состоявшимся.
Глава
Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации — это один из ключевых постов в каждом регионе. Его по праву должен занимать достойный человек, который не просто подходит по заявленным законом требованиям, а имеет для этого опыт, нервы и навыки.
Законодательный орган власти субъекта выносит вотум недоверия даже при создании актов, противоречащих законам и Конституции.
Президент России снимает любого главу региона по мотивированному представлению Генеральной прокуратуры.
Но это касается только случаев, когда нарушается закон. Если не соблюдаются какие-либо права граждан или совершаются различные нарушения, то это сигнал для осуществления проверки. Кстати, решение Президента Российской Федерации должно выполнятся без подписей трех процентов избирателей.
Если же высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (глава исполнительной службы) снимается со своего поста, невзирая на причины такого решения, его место занимает первый заместитель. Только глава государства назначает человека на этот пост. Особенно в тех случаях, когда это на короткий срок. Пока не пройдет следующее голосование и вновь избранный глава субъекта не вступит в должность, назначенный человек полностью в ответе за возложенные на него обязанности.
Этот человек не может быть из числа депутатов представительной власти. Также ему запрещается заниматься любой оплачиваемой деятельностью. Но если она связанна с наукой или творчеством, то закон этого не запрещает.
Если субъект не маленький и густо населен, то предусматривается должность вице-президента. В основные обязанности такого человека будет входить полное осуществление деятельности своего начальника в его отсутствие. Поэтому в таких случаях участие президента не требуется.
Полная организация органов исполнительной власти субъектов РФ
Принцип федерального устройства России задает некоторые параметры и возможности к индивидуальной организации. Так, вся исполнительная власть может устанавливаться самими субъектами. Главное, чтобы она не нарушала конституционные права и действующее законодательство.
Поскольку нет одного органа, имеющего большие полномочия в организации органов исполнительной власти субъектов РФ, этим занимается государство. При таком отношении и решать какие-либо проблемы проще, и осуществление контроля намного легче. Все сводится к двум направлениям. А именно:
- Самостоятельное осуществление полномочий на федеральном уровне.
- Самостоятельное осуществление полномочий на местном уровне.
В обоих случаях чиновники и государственные служащие руководствуются одним законом. Но если брать во внимание специфику местного населения, то с полной уверенностью можно сказать, что удается не нарушать права людей даже на культурном уровне. Ведь этот закон не просто регулирует всю федеральную деятельность, а по-настоящему позволяет сочетать законы и обычаи. Все нормативно-правовые акты и особенные аспекты прописаны в конституциях республик, областей и автономий.
Законодательная и исполнительная власть субъекта РФ в полной мере может осуществлять следующие деяния:
- Разработку и внедрение актов, необходимых для создания правового общества. В них будут учитываться различные нормы, правила, традиции и федеральные законы.
- Осуществление самостоятельного выбора каждой организационно-правовой нормы. Разработку структуры исполнительной власти. Определение функции каждого отдельного отдела или организации. Выделение им необходимых полномочий и компетенций. Это напрямую касается всех силовых структур и армии.
- Создание и проведение мероприятий, на которых будут образовываться органы исполнительной власти. Назначение выборов, людей ответственных за их проведение.
- Предоставление исполнительной власти политических, правовых и других различных ресурсов для достижения максимальной эффективности ее работы.
Что является субъектом исполнительной власти?
Для начала стоит отметить, что неважно, на федеральном или региональном уровне, данным лицом всегда будет являться государственный служащий или чиновник. Поэтому такие органы могут функционировать и без какого-либо государственного персонала. К таким подразделениям относятся:
- Армия.
- ФСБ.
- МВД.
- Госнаркоконтроль.
Силовые подразделения создаются для обеспечения законности власти и общественного правопорядка. Все их управление осуществляется из своих центров, которые отчитываются напрямую перед президентом РФ. Любой спецназ или ОМОН – это такой же субъект исполнительной власти, как мэрия. Просто у них разные задачи, полномочия, разрешения.
Если обратить внимание на гражданских субъектов исполнительной власти, то сразу же бросается в глаза Государственная дума. А на региональном уровне — местные собрания депутатов, районные и поселковые самоуправления. Одной из самых важных задач для гражданского субъекта исполнительной власти является формирование собственных кадров, позволяющих наиболее эффективно выполнять свои функции. Со стороны федерального закона и органов власти создаются самые прекрасные условия для обоих вариантов. Ведь без силовых структур и хорошо функционирующих чиновников стране будет очень тяжело.
Главным отличием станет то, что в первом случае выбор будет осуществляться людьми, а в другом — кадровыми службами.
И в том, и в другом случае деятельность этих людей основывается на сохранении принципов и нерушимости суверенитета Российской Федерации, оказании полной поддержки населению и полной работе с ним.
Народ России всегда управляет исполнительной властью. Она изначально создавалась для того, чтобы служить и оберегать принципы, заложенные в Конституцию. Поэтому у законодательной власти есть несколько кодексов, регулирующих ее деятельность. Только так можно достичь процветания без отрицательных последствий для страны и ее жителей.
businessman.ru
4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Исполнительная власть в Российской Федерации
Похожие главы из других работ:
Административно-правовые аспекты деятельности исполнительной власти и органов местного самоуправления
2.2 Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления в осуществлении власти на местном уровне и проблемы в её реализации
Рассматривая данный вопрос, для начала следует определить общие полномочия и систему исполнительной власти. Вся система исполнительной власти включает совокупность государственных служащих и органов государственной власти…
Административный процесс
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесс
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры…
Исполнительная власть. Правительство Российской Федерации в системе государственной власти
1. Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти
…
Конституционное право Соединенных Штатов Америки
3.2.2 Особенности взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями власти
Конституция США исходит из принципа разделения властей в его “жестком” варианте. Статья 1 конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II — исполнительной (президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США)…
Общественные объединения и организации в системе информационного права
1.ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
…
Органы исполнительной власти Республики Беларусь
2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.
Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними…
Органы исполнительной власти. Государственное управление в сфере образования и науки
I. Органы исполнительной власти — как субъекты административного права
…
Правовой статус органов исполнительной власти
2. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач…
Правовой статус Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
6. Место Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в системе органов исполнительной власти. Взаимодействие с иными органами исполнительной власти
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации…
Система органов исполнительной власти
Глава 2. Главы государства как субъекты исполнительной власти
…
Субъекты административного права
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
…
Субъекты административного права
1.1Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Проблеме понятия и определения органа государства (государственного органа) и, в частности, органа исполнительной власти (государственного управления) посвящено много трудов специалистов разных отраслей права. Причем интерес к ней…
Субъекты административного права
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации…
Субъекты административного права
2.2 Органы исполнительной власти и государственные служащие в городе Москве как субъекты административного права
Орган исполнительной власти — это организованный коллектив людей…
Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации
Глава 1. Система государственных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти
…
pravo.bobrodobro.ru
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом федерализма федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в нашем государстве (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Однако кроме названной конституционной нормы до настоящего времени не принят законодательный акт, регулирующий процесс организации и функционирования такой системы. Иначе говоря, нет закона, специально посвященного исполнительной власти.
В субъектах РФ сложилась своя, ориентированная на федеральную, система ОИВ. Юридически такие органы не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Последние лишь координируют работу соответствующих их профилю ОИВ субъектов РФ. Например, министерство или иной орган, осуществляющий государственное управление в области образования в масштабе республики, края, области, автономного образования, не подчинен федеральному Министерству образования и науки. Управленческая вертикаль фактически отсутствует. И лишь в некоторых системах она сохранила свое прямое выражение (например, в системе управления внутренними делами и другими силовыми ведомствами).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом).
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в субъекте РФ может учреждаться пост высшего должностного лица, которые, как правило, сочетают в своей деятельности функции главы субъекта РФ и главы исполнительной власти.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ имеет следующие основные полномочия: представляет субъект РФ;
обнародует законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;
формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ выполняет следующие функции:
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, и обеспечивает его исполнение;
формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие изданные им правовые акты в случае, если они противоречат нормативным правовым актам государственных органов;
Органы исполнительной власти республик.
В настоящее время в большинстве республик главой субъекта РФ признаны президенты (например, в республиках Бурятия, Татарстан, Марий Эл и др.). Высшим органом исполнительной власти признается правительство. Так, в Республике Хакасия пост президента не предусмотрен, исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство. Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Карелия, Республике Калмыкия.
Что касается системы республиканских органов исполнительной власти, то она, как правило, включает в свой состав министерства и государственные комитеты.
Органами исполнительной власти в иных субъектах РФ, как правило, являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее различные формы своего конкретного выражения. Так, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство.
В систему исполнительных органов государственной власти Красноярского края входят Совет администрации Красноярского края как высший исполнительный орган государственной власти края, департаменты администрации края, службы администрации края, агентства администрации края, Региональная энергетическая комиссия края, Постоянное представительство Совета администрации края при Правительстве РФ, Управление делами администрации края.
Совет администрации Красноярского края состоит из Губернатора края – Председателя Совета администрации края, первых заместителей и заместителей Губернатора края. Совет администрации считается сформированным со дня назначения 9 членов Совета администрации. Порядок деятельности Совета администрации края определяется Регламентом Совета администрации. Заседания Совета администрации проводятся не реже одного раза в месяц, они носят, как правило, открытый характер. Исключительно на его заседаниях рассматриваются:
а) проекты краевого бюджета, краевых целевых программ;
б) проекты концепций и программ, в том числе социально-экономического развития края;
в) проект программы приватизации краевого имущества;
г) вопросы об установлении цен на продукцию, товары, услуги, регулирование которых отнесено к компетенции Совета администрации края и другие вопросы.
Совет администрации по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, а также решения.
Советом администрации края формируются иные органы исполнительной власти края.
Органы исполнительной власти края, за исключением департамента администрации, находятся в ведении Совета администрации или департамента администрации.
Департамент администрации Красноярского края осуществляет нормативное правое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления, а также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и (или) агентств. Департамент возглавляет заместитель Губернатора края. Функционируют 9 департаментов (например, департамент финансов, департамент здравоохранения и социального развития, департамент жилищно-коммунальной политики и др.
Как правило, Служба администрации Красноярского края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной сфере деятельности, агентство администрации края оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом. Служба администрации края и агентство администрации края могут создавать территориальные подразделения в муниципальных образованиях края. Органы исполнительной власти края состоят из отделов.
Агентство печати и массовых коммуникаций, агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов, архивное агентство, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера находятся в ведении Совета администрации края, службы, а также другие агентства – в ведении соответствующих департаментов.
Можно сделать вывод, что за основу построения системы и структуры органов исполнительной власти Красноярского края (по организационно-правовым формам и функциональному разделению) взята федеральная система и структура органов исполнительной власти.
В целом система ОИВ различных субъектов РФ отличается отсутствием единого правового регулирования, а сами органы весьма разнообразны как по наименованию, так и по осуществляемыми ими функциям.
studfiles.net
Исполнительная власть в субъектах — часть 2
Задачи и цели органа исполнительной власти — это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.
Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.
Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.
Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении, каждой из его функций.
Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право — и дееспособностью. Возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:
1. Федеральные министерства ( по атомной энергии, внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и др.
2. Государственные комитеты РФ ( по делам Севера, по кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодежной политике и др.).
3. Федеральные комиссии России ( Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетическая).
4. Федеральные службы России ( безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю, пограничная и др.).
5. Российские агентства
6. Федеральные надзоры России ( горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).
7. Иные федеральные органы исполнительной власти.
Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.
Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. О
mirznanii.com
Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ. — МегаЛекции
Введение.
Глава 1. Понятие, виды, признаки и система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ.
Виды органов исполнительной власти субъектов РФ.
Признаки органов исполнительной власти субъектов РФ.
Принципы организации и деятельности органов исполнительно власти.
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Административная реформа в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. «Основным препятствием на пути экономических реформ признана недостаточная эффективность государственного аппарата, множественность его полномочий и несоответствие их качеству власти»[1]. Приоритетными задачами развития государственного управления являются сокращение функций, осуществляемых государственными органами; оптимизация структуры органов исполнительной власти; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан.
Известно, что «одним из важнейших условий эффективной реализации компетенции субъекта Федерации является грамотное структурирование всей системы исполнительной власти региона, включая отраслевые и функциональные органы исполнительной власти. Недаром и на федеральном уровне так много внимания уделяется административной реформе»[2].
В субъектах Российской Федерации также следует реализовать мероприятия, аналогичные проведенным на федеральном уровне (анализ функций органов исполнительной власти на предмет избыточности и дублирования этих функций, внесения в нормативные правовые акты субъектов Федерации изменений, ликвидирующих избыточные и дублирующие функции, внедрение механизмов, препятствующих появлению новых избыточных функций).
Конституция РФ достаточно лаконична в определении системы исполнительной власти в субъектах РФ. Статья 77 устанавливает, что «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом»[3]
Целью написания данной работы является исследование понятия, признаков и видов исполнительных органов субъектов России.
Предметом исследования является законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок формирования деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственно-властные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также рассмотреть виды и структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Системность является основным признаком исполнительной власти в Российской Федерации, где элементы систем должны находиться во взаимосвязи, образовывать определенную целостность и единство.
Глава 1. Понятие, виды, признаки и система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Под органом исполнительной власти понимается организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место, и являются самой многочисленной из числа организаций группой субъектов административного права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ.
Исполнительная власть — это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают и исходят от власти законодательной. В реальности исполнительная власть — это «система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия»[4]. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций органов этой ветви власти.
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением.
После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»— более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ), положениями.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Органы исполнительной власти (органы государственного управления) — это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:
1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
2. Наделены оперативной самостоятельностью;
3. Имеют, как правило, постоянные штаты;
4. Образуются вышестоящими органами;
5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.
Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.
Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.
Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.
Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.
Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Исполнительная власть в субъектах
План
Введение
1. Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти
2. Понятие и особенности системы органов исполнительной власти субъектов РФ
3. Высшее должностное лицо субъекта РФ
4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
5. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов
В настоящее время конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст.77 (ч.2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.
Республики, входящие в состав Федерации, самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти, включающую и органы исполнительной власти. В уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.
Действующее законодательство наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти» часто содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления». А Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17 марта 1997 г. характеризует субъекты исполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».
Наконец, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органон государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (с последующими дополнениями и изменениями) допустил возможность использования в одном значении терминов «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
В данной работе мы рассмотрим особенности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Выделим основные признаки исполнительных органов власти
Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются прежд
mirznanii.com
Субъекты, осуществляющие государственное управление (понятие органа исполнительной власти в статусном и функциональном смысле)
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленче-ских отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.
Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
Субъекты дополняются через делегирование полномочий:
1. ОИВ—-МСУ = ФЗ (который должен содержать инфу о финансировании, полномочиях, сроках, форме контроля)
2. ФОИВ—СОИВ = Соглашение (когда полномочия не могут быть переданыодним законом для всех субъектов, при этом ответственность несут оба органа.)
Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального (или субъекта федерации) органа исполнительной власти. А сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.
Т.Е. ОИВ в статусном смысле означают органы, которые изначально были наделены государственно-властными полномочиями, а в функциональном значении, которым был передан тот или иной функционал. Или ОИВ – как ветвь исполнительной власть, и как орган, который реализует гос-властные полномочия (нормотворчество, исполнение,принуждение)
• в организационном аспекте (как формируется)
• в функциональном аспекте (как функционирует).
4. Принципы построения системы и принципы деятельности органов исполнительной власти. Соотношение понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти».
Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.
Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти.
1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ). Все они – равноправные субъекты Федерации.
Федеративные отношения в их государственно-управленческом выражении заключаются прежде всего в том, что между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственного управления (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Соответственно определены предметы ведения Российской Федерации: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба (ст. 71 Конституции РФ).
Определены также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. (ст. 72 Конституции РФ).
Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы.
Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 78 Конституции РФ).
2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.
3. Принципучета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Его значимость определяется результатами процессов приватизации, развития частноправовых институтов, законодательным закреплением статуса общественных объединений, дальнейшим развитием комплекса прав и свобод граждан.
Соответственно органы исполнительной власти призваны избирать различные методы управляющего воздействия, используя в ограниченных пределах средства непосредственного управления, в более широком масштабе средства государственного регулирования, а также различные формы взаимодействия и сотрудничества, а также координации.
Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов.
4. Принципразумного сочетания коллегиальности и единоначалия в организации и деятельности органов исполнительной власти обеспечивает учет коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, комиссий, комитетов и пр., образуемых при соответствующих органах исполнительной власти. При этом некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в качестве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (например, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя.
Коллегиальность полезна при выработке управленческих решений, а единоначалие – непременный атрибут собственно государственно-управленческой деятельности.
5. Из предыдущего принципа вытекает следующий –ответственность органов исполнительной власти в целом и каждого государственного служащего за порученный им участок государственно-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положениях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, использование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач.
6. Принципгласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в названных актах сведений, составляющих государственную тайну.
Соотношение понятий: система и структура:
Следует помнить, что слова «система» и «структура» схожи по смыслу, но их необходимо различать. Если система означает совокупность элементов в связях, то структура — их расположение, внутренне устройство.
Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единая система предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных субъектов управления, подведомственных соответствующему центру. При этом в соответствии со ст. 78 федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы.
Правительство РФ обладает конституционно-правовым и административно-правовым статусом. Конституционно-правовой статус показывает его место в системе разделения властей. Административно-правовой статус характеризует роль и место Правительства как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, его отношения с иными органами исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти в РФ включает два уровня:
1. федеральные органы исполнительной власти РФ,
2. органы исполнительной власти субъектов РФ.
Особый вопрос о полномочиях Президента РФ в отношении исполнительной власти. Некоторые авторы (Коренев А.П., Бахрах Д.Н.) полагают, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти, поскольку осуществляет значительные полномочия по формированию, назначению на должности, приостанавливает акты и т.п. Конституция не дает для этого оснований. Более корректно назван раздел в учебнике (полномочия). Две группы полномочий: — по формированию, — по функционированию.
Федеральные органы исполнительной власти:
а) федеральные министерства,
б) службы в) агентства.
Новое: государственные комитеты со специальным характером компетенции.
Основное отличие – федеральные министры входят в состав Правительства, руководители остальных органов – нет.
Ранее — министерства и ведомства.
Структура органов — это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы) взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений.
Организационная структура органа предопределяется тем, какие задачи и функции возлагаются на него, для каких целей он создан. Структура должна обеспечить максимальную эффективность его работы. Недостатки структуры отрицательно сказываются на его функционировании.
Типы структур:
а) линейная структура — наиболее простая. Один субъект ведает всеми функциями управления, у одного объекта один субъект,
б) функциональный тип структуры — функции органа управления делятся между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции. Недостатки: распыленность, несогласованность, множественность указаний для объекта. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность.
в) отраслевой или производственно-отраслевой тип структуры — в рамках органа, руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или группами объектов.
В принципе аппарат почти любого органа включает следующие структурные подразделения:
а) руководство, (директор, ректор, замы),
б) отраслевые подразделения (главные управления, отделы, факультеты),
в) функционально-отраслевые отделы,
г) обслуживающие подразделения (канцелярия, машбюро, хозяйственное управление).
Кроме традиционных появляются новые типы структур, поскольку основное требование в современных условиях — гибкость. В основу передового мирового опыта положен принцип минимакса — структура должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения максимального количества задач при возможных изменениях внешней среды.
Прогрессивным считается создание не столько стационарных (постоянных, формальных), сколько нестационарных (временных, программно-целевых структур). Управление проектами. Управление считается более эффективным не в иерархических, а в инновационных, обучаемых структурах (условно — пирамида и молекула). Дивизиональные структуры — обладающие автономией подразделения.
Структура и штаты управления — взаимосвязанные понятия. Штатная численность — количество работающих, закрепленное официально. Штатное расписание — акт, в котором указаны перечень структурных подразделений, перечень и количество должностей с указанием должностных окладов. Типовые штаты — для типичных органов, типовые показатели. Очень важно — кто утверждает структуру и штаты. Это показатель самостоятельности или зависимости.
5. Система и виды федеральных органов исполнительной власти:
ПОНЯТИЯ:
Система – (совокупность элементов в связях) Совокупность всех органов, как единого целого, например, отношении с другой ветвью власти
Структура – (Расположение элементов)
1) Внутреннее подразделение
2) Перечень внутри системы – взаимоотношения между органами (подчиненные министерствам службы и агентства)
СИСТЕМА ОРГАНОВ ОИВ:
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru